Как зарегистрировать ИП: пошаговая инструкция для начинающего бизнесмена

Планируете открыть свой бизнес и стать предпринимателем? Без свидетельства ИП затруднительно получить кредит на открытие дела, арендовать помещение или сделать первый заказ товара у поставщика. Иногда без официальных документов невозможно двигаться дальше и тянуть больше нельзя.

Узаконить свои отношения с бизнесом можно на любом этапе подготовки к старту проекта: когда идея только сформировалась в ваших мечтах, когда бизнес-план уже составлен, когда переговоры с инвесторами и поиск финансирования ведется вовсю, либо когда ниша протестирована и есть решимость действовать уже сейчас.

Займет процедура регистрации всего 3 рабочих дня, поэтому не спешите – вы всегда успеете приобрести статус ИП.

Нетерпеливость может выйти вам боком, ведь обязанности у новоиспеченного бизнесмена возникнут с первого дня. Ведение учета, подготовка отчетности, знакомство с госструктурами, начисление страховых взносов – не успеете начать работу, а уже кругом должны. Поэтому сначала подготовка и лишь затем – все бумажки.

Куда идти для создания ИП?

Регистрацией ИП занимаются в налоговой инспекции. В законе это называется «регистрирующим органом», но это – обычная налоговая. Предпринимателей регистрируют по месту их «прописки» — месту постоянной регистрации. «Свою» инспекцию можно вычислить через интернет – есть такой полезный сервис на сайте ФНС. Нельзя в чужом городе встать на учет в качестве ИП.

Однако есть лазейка для тех, кто не хочет переступать порог налоговой в родном городе. Документы на регистрацию будущий предприниматель вправе передать дистанционно, без личного присутствия:

— любой может отправить бумаги заказным письмом Почтой России, а москвичам доступен вариант отправки через службы экспресс-доставки DHL или Pony Express;

— заполнить заявление можно и в электронном виде – принимаются они опять же на сайте ФНС (туда можно прийти и с портала Госсуслуги).

Что нужно для регистрации ИП?

Если решено направиться в налоговую лично, то прихватить понадобится свой паспорт и заполненное заявление (форма Р21001), оплатить госпошлину в размере 800 рублей можно непосредственно в налоговой. Часто там стоит платежный терминал с подсказкой о нужных реквизитах этого платежа. Но лучше сделать это заранее, взяв квитанцию или чек с собой на регистрацию.

В почтовое отправление нужно упаковать с описью:

— заверенную нотариально копию паспорта (в каждой налоговой инспекции почему-то свои пожелания к количеству и составу страниц копии удостоверения личности, лучше подстраховаться и сделать копии «от корки до корки», не пропустив ни одного разворота);

— заполненное заявление на регистрацию ИП, которое также заверено нотариусом;

— оригинал квитанции или иного платежного документа, подтверждающего факт внесения госпошлины (копию лучше оставить себе, лишним не будет – привыкайте хранить всю документацию, касающуюся вашего бизнеса).

При онлайн-обращении все проще. Нужно лишь воспользоваться соответствующим сервисом для подачи заявления в интерактивном режиме. Там на месте заполняется заявление в электронном виде, сразу оплачивает госпошлина тоже через интернет.

Больше ничего не понадобится, так как идентификация производится уже при выдаче пакета документов предпринимателю. Забирать их надо будет лично с паспортом.

Есть даже приложение для Ipad, чтобы владельцы смартфонов из самых прогрессивных регионов (а ими оказались Тульская область и Санкт-Петербург) легко могли подать заявление на регистрацию ИП с мобильного устройства.

Через 3 рабочих дня налоговая инспекция выдаст новоиспеченному индивидуальному предпринимателю свидетельство и регистрации и лист записи ЕГРИП. Их также могут отправить почтой или с курьером службы доставки (конечно, эти услуги оплатит получатель). Можно забрать и документы лично, либо отправив своего представителя с нотариальной доверенностью.

Что должен сделать предприниматель сразу после регистрации?

Наверняка вам советовали «не прохлопать» момент, чтобы сообщить о намерении работать по упрощенке. Вот только в схеме регистрации ИП об этом нет ни слова. Все правильно: чтобы определиться с режим налогообложения дается 30 дней с даты регистрации. Поэтому соответствующее уведомление можно направить в ИФНС в течение месяца. Торопиться некуда – есть время выбрать оптимальную фискальную систему.

Уведомлять налоговые органы о своем появлении ИП не обязан! Налоговики включили логику и поняли, что в одном здании работают люди, которые регистрируют вновь создаваемые компании, и люди, которые контролируют начисление и уплату налогов. Поэтому не надо заставлять предпринимателя становиться посредником в их общении. Он не должен уведомлять, что его зарегистрировали для постановки на учет в ИФНС. Они там сами могут где-то в единой базе нажать нужную кнопочку и оповестить коллег о прибавлении в рядах бизнесменов.

В бюджетные фонды (ПФР, ФФС) идти с уведомлением тоже не придется, если предприниматель какое-то время не собирается нанимать сотрудников и планирует работать самостоятельно. Налоговики нашли и другую кнопку, которая напрямую оповещает Пенсионный фонд о том, что есть теперь такой предприниматель, который обязан платить страховые взносы за себя.

А вот при намерении привлекать наемных работников надо лично заглянуть в «фонды», чтобы встать на учет в качестве работодателя. Причем прибыть в ФСС надо не позднее 10 дней после заключения трудового договора и в ПФР – в течение30 дней.

Поэтому после регистрации можно вплотную заняться непосредственно предпринимательской деятельностью, а не преодолением бюрократических барьеров.

Хотя не всегда бизнес-среда оказывается безбарьерной. ИП ждет открытие расчетного счета в банке, получение разрешений и лицензий на отдельные виды деятельности, оформление контрольно-кассовой техники например кассовый терминал, и другие мероприятия, которые не вызывают особого энтузиазма у стартаперов.

Именно об этих «болях» потенциальных клиентов помнят консультанты, предлагающие передать им на аутсорс все официальные вопросы. Специально создаваемые фирмы берут на себя взаимодействие с контролирующими органами, госструктурами, банками. Они гарантируют безошибочную и своевременную подачу документов, что позволяет предпринимателю сохранить свои нервы и минимизировать риски проштрафиться перед лицом бюрократов.